0
46379
Газета Вера и люди Печатная версия

18.04.2023 15:37:00

Вокруг света в поисках просветления

Опыт жизни в монастырях от Аризоны до Катманду

Игорь Ротарь

Об авторе: Игорь Владимирович Ротарь – военный корреспондент, путешественник, писатель-публицист.

Тэги: сша, история, христианство, протестантизм, православие, католичество, буддизм, индуизм, монашество, карлос кастанеда, восточная философия


сша, история, христианство, протестантизм, православие, католичество, буддизм, индуизм, монашество, карлос кастанеда, восточная философия Гуру в ашраме всегда возвышается над мирянином, которого удостаивает беседой.

Не без помощи Сэлинджера

Одним из главных центров православия в США считается греческий монастырь Святого Антония в Аризоне, основанный афонским старцем Ефремом Филофейским. Паломники едут сюда не только со всей Америки, но и из Европы, в том числе России.

Дорога к монастырю лежит через пустыню Сонору. Эта пустыня получила мировую известность после того, как ее описал знаменитый мистик Карлос Кастанеда. Пейзаж здесь суров и однообразен: кактусы да редкий кустарник. Земля кишит скорпионами и змеями, температура летом поднимается до 50 градусов Цельсия.

В обители проживает около 50 монахов. Из них примерно треть – греки, столько же перешедших в православие американцев и столько же русских. Рядом с монастырем образовалось небольшое поселение (50 семей) православных верующих. Приблизительно 50% греков и по 25% русских и американцев. Выглядят эти поселенцы очень колоритно: мужчины носят внушительные окладистые бороды, а женщины не появляются на улицах без платка. Практически все семьи многодетны.

Меня в первую очередь интересовали американцы с протестантскими и католическими корнями. Сотрудник Google из Нью-Джерси Даниель перешел в православие, разочаровавшись в многочисленных нововведениях в протестантизме (например, рукоположения женщин). «Сегодняшний протестантизм очень далек от настоящего христианства, а вот православие сохранило учение Спасителя без изменений!» – убеждает меня Даниель. Многие из американских паломников в монастыре признавались, что к православию их подтолкнули произведения Достоевского, русская иконопись и религиозная музыка.

По мнению настоятеля вашингтонского собора Иоанна Предтечи Русской православной церкви заграницей протоиерея Виктора Потапова, большинство американских неофитов православия – «здоровые консерваторы», не приемлющие нововведения в протестантизме и католичестве. Вашингтонский священнослужитель выделил и другую категорию новообращенных. Это выходцы из нерелигиозных семей, заинтересовавшиеся столь модными сегодня восточными учениями. Эту группу неофитов, как считает Потапов, притягивает такой феномен православия, как старчество и особая техника молитвы, похожая на практику медитаций в буддизме и индуизме. «Многие из таких прихожан заинтересовались православием, прочтя у Джерома Сэлинджера о практике некоторых русских монахов непрерывного чтения Иисусовой молитвы», – рассказал он.

Смех в ашраме

В поезде, следовавшем из Дели на север Индии, в Харидвар, моим соседом по купе оказался грузный европеец лет 50, одетый в саронг – традиционную одежду народов Юго-Восточной Азии. Багаж попутчика состоял из шести огромных железных ящиков, которые еле втащили в вагон два щуплых носильщика.

Выяснилось, что норвежец Крис решил перебраться на постоянное место жительства в священный индийский город Ришикеш, а в ящиках перевозит свою личную библиотеку. Несколько лет назад он всерьез увлекся восточной философией и остаток жизни решил провести в размышлениях над смыслом мироздания. Как уверил меня Крис, для проживания здесь с лихвой хватит 200 долл. в месяц.

Расположенный в предгорьях Гималаев Ришикеш считается мировой столицей йоги. В нем свято чтут индуистские традиции, и поэтому здесь запрещено продавать алкоголь и мясо. В городе, изобилующем храмами и лингамами (изваяниями фаллоса, символа бога Шивы), почти нет машин. Зато по улицам рыскают вездесущие обезьяны и неторопливо разгуливают коровы. В ближайших горах в уединенных пещерах живет множество садху – индуистских отшельников, посвятивших себя служению богам.

Величественные отроги Гималаев и еще чистые верховья Ганга создают ощущение умиротворенности и покоя. В России я считал занятия медитацией абсурдом, но среди местной природы эти упражнения казались такими естественными!

Для туристов город открыли участники группы «Битлз», посетившие его для изучения медитации. С этого момента Ришикеш стал настоящей Меккой для европейцев, решивших понять «загадочную душу Индии». Многие оседают в здешних краях на годы, но часть иноземцев проводит здесь всего несколько месяцев, поселившись в одном из многочисленных ашрамов. Так называется расположенная в уединенном месте обитель отшельников, изучающих под руководством опытного гуру йогу и медитацию.

В коммерциализированном Ришикеше можно встретить самые разнообразные варианты ашрамов: от чрезвычайно жестких, где все члены беспрекословно выполняют волю гуру и живут в полной изоляции от окружающего мира, до мягких «туристских», где дозволяется самостоятельно решать, сколько времени в день медитировать и изучать йогу.

Посмотрев надписи на «строгих» ашрамах: «Алкоголь, табак, кофе, чай и другие наркотики строжайше запрещены. Выход с территории разрешен только с благословения гуру», – я решил не искушать судьбу и поселился в более «либеральной» обители. Но даже пребывание в таком туристическом месте помогло увидеть Индию по-новому.

Обитель располагалась в окрестностях города, в уединенном месте в джунглях на берегу Ганга. Кроме меня, здесь проживало около 30 иностранцев. Половина из них – израильтяне (граждане Израиля почему-то очень любят Индию), столько же европейцев и американцев. Наш гуру был индус лет 35, в недавнем прошлом учитель математики. Он решил, что преподавание – «бессмысленное дело, лишь плодящее новых учителей», и обрел смысл жизни, посвятив себя духовной практике.

Подъем в ашраме – в пять утра. После обязательного сеанса гигиены йогов (промывки особым образом полостей носа и рта) мы час медитировали на берегу Ганга. Затем следовала сорокаминутная неторопливая прогулка по окрестностям, после которой мы завтракали бананами и лепешками. По окончании трапезы вплоть до семи часов вечера шли непрерывные занятия (час – йога, час – медитация) с двухчасовым перерывом на обед из неизвестных мне вареных растений, свежих овощей и фруктов.

То, что в ашраме не едят мяса, конечно, не было неожиданностью. Но полное отсутствие в пище перца меня, привыкшего к острым индийским специям, немало удивило. Как объяснил гуру, любые пряности, в том числе лук и чеснок, возбуждают мозг, что неприемлемо. Ведь контролю над эмоциями в ашраме уделяется особое внимание. Неслучайно, что к числу обязательных упражнений, которые нам надлежало выполнять, относился десятиминутный смех – с его помощью мы учились управлять своим психическим состоянием. Другой популярной практикой был обет молчания: как правило, добровольцы в течение недели объяснялись только жестами.

День завершался вечерними посиделками на берегу Ганга. Мы вели неторопливые философские беседы у костра и исполняли под удары бубна священные индуистские песнопения. Такое необычное для нормального человека времяпрепровождение стало приносить свои плоды приблизительно через месяц. Деньги, карьера и другие ценности западной цивилизации казались малосущественными в этом почти нереальном для современного мира уголке земного шара.

7-11-13480.jpg
Послушники буддийского монастыря
тренируются внушать себе
ощущение счастья.  
При правильных тренировках счастье неизбежно

Схожего эффекта я добился и во время проживания в качестве паломника в буддийских монастырях на севере Таиланда. Вообще очень многое напоминало здесь Индию. Так же, как и индийские садху, многие монахи живут в отдаленных местах в горах, не заботясь о пропитании, так как его им регулярно приносят местные крестьяне. Часто как раз такие отшельники и становятся основателями монастырей: к ним приходят жить другие монахи, а светские люди начинают давать пожертвования. Глядишь, и там, где еще недавно была лишь пещера отшельника, возникает монастырь.

В Таиланде, так же как в других странах Юго-Восточной Азии (за исключением Вьетнама), распространено буддийское течение тхеравада. В этой традиции практикуют медитации двух видов: классическую, в позе лотоса, когда нужно наблюдать за дыханием, а также концентрацию на медленной ходьбе. Довольно много времени занимает и распевание мантр на древнем языке пали, а также бесчисленные поклоны Будде. Будда – не бог, а человек, поэтому поклонение ему выглядит странным и чем-то мне напомнило культ Ленина в СССР.

Некоторые монастырские обычаи довольно странны. Так, в монастырях три разных туалета: для старших монахов, просто монахов и светских людей. Коврики для медитации у монахов и светских людей тоже разного цвета. Монах во время разговора с тобой должен обязательно сидеть выше. Другая экзотика местных монастырей – специальные туалетные тапочки.

Один из главных принципов тхеравады: жить только настоящим. Будущего и прошлого нет. Когда Будду спросили, почему его ученики, живущие простой и тихой жизнью, принимающие пищу один раз в день, так счастливы, ответ был: «Они не сожалеют о прошлом и не размышляют о будущем. Они живут в настоящем. Поэтому они лучезарны. Размышляя о будущем и сожалея о прошлом, глупцы иссыхают, как срезанный тростник на солнце».

Когда идешь, ты должен думать о ходьбе, когда моешь посуду – о мытье и т.д. Огромное значение придается неспешному поглощению пищи с полной концентрацией на этом действии. Каждому приему пищи предшествуют долгие ритуалы, разнящиеся в разных монастырях.

Согласно учению буддистов, мозг – это такой же орган чувств, как глаза (зрение), уши (слух), язык (вкус), нос (обоняние) и кожа (осязание). Будда учит, что мысль существует отдельно от нас, а мы лишь ее наблюдаем с помощью мозга. При такой трактовке знаменитый декартовский aфоризм «я мыслю, следовательно, существую» становится ложным.

Понятий «я» и даже «душа» тоже не существует, так как они постоянно меняются. Человек состоит из своих ощущений и мыслей в данный момент. Между ребенком и 70-летним старцем мало общего, даже если речь идет об одном и том же человеке. Более того, наша сущность находится вне нашего тела и мозга. Монахи советовали нам наблюдать за собой со стороны. Так же отстраненно, как к чему-то чужому, нужно относиться и к своим мыслям: «Представьте, что вы сидите на детской площадке и смотрите за игрой детей, так же со стороны наблюдайте и за своими мыслями».

7-11-12480.jpg
Среди аризонских монахов треть –
разочаровавшиеся в протестантизме
американцы.  Фото автора
Да и вообще думать вредно (лучше предаваться медитации). Не рекомендуется читать книги: «Вы и есть главная книга, а все остальные будут только отвлекать вас». Вначале я относился к этому совету скептически, но через некоторое время читать и вправду расхотелось.

Опишу мой обычный день в монастыре. Проснувшись, я выходил на террасу своей хижины. Оглядывал поросшие джунглями горы и благодарил некое высшее существо за то, что мне подарен новый день. Далее я с полной концентрацией и наслаждением пил кофе, омывался в горном ручье и шел на медитацию. Потом был ланч. Ели мы точно по рекомендации плаката из «12 стульев»: «Тщательно пережевывая пищу, ты помогаешь обществу».

Потом я гулял по джунглям, но если раньше я во время таких прогулок что-то вспоминал, о чем-то мечтал, то сейчас концентрировался на видах природы, с наслаждением вдыхал чистейший воздух.

Свидетельствую, что при таком образе жизни счастье достигалось почти автоматически. И это легко объяснимо. Почти все тайские монастыри расположены в очень живописных местах. Если ни прошлого, ни будущего не существует, то в таком месте достигнуть счастья не так уж трудно. Ты наслаждаешься природой и вкусной едой, а сожаления о прошлом и тревоги о будущем в идеале отсутствуют. Что еще нужно для счастья? Неслучайно во многих монастырях на деревьях висят таблички: «При правильных тренировках счастье неизбежно».

Думаю, именно это обещание и привлекает в буддизм многих разочарованных европейцев. Кто-то приехал в монастырь из-за расставания с любимым человеком, кто-то – из-за ненавистной работы, а кто-то просто бежал от себя. Среди паломников попадаются довольно странные люди. Так, меня поразила израильтянка, задавшая со слезами на глазах вопрос, считается ли в буддизме грехом самоубийство. Но есть и вполне вменяемые люди, интересующиеся буддизмом просто как способом постижения мира.

Психоанализ в Гималаях

Бог есть любовь – эта христианская сентенция вполне применима для буддистского течения махаяна, распространенного на Тибете, в Непале, Монголии, Китае и Японии. Махаяну я изучал в монастыре Капан в пригороде Катманду, столицы Непала.

Контраст с тхеравадой был настолько резким, что мне казалось, будто я нахожусь среди адептов другой религии. В махаяне делается упор на сострадание и любовь к людям. С точки зрения этой ветви буддизма только так можно обрести счастье. Считается, что сострадающий человек избавляется от одиночества, чувствует свое родство со всеми людьми мира. В чем-то это напоминает коммунистическую идею, но буддисты подчеркивают разницу: они строят свой мир без помощи насилия.

Напоминало коммунистические традиции даже то, что на занятиях медитацией в монастыре мы должны были проникнуться сочувствием и жалостью к голодающим в Aфрике. Также необычным видом упражнений была концентрация на воспоминаниях своей жизни с самого рождения и «внушения счастья».

Многие практики махаяны очень напоминают психоанализ. Так, здесь выявляют причину психического беспокойства, а затем ее анализируют. Важной практикой является устранение чувства вины.

Обязательно проводятся дискуссии на такие отвлеченные темы, как «В чем смысл жизни» и «Чем привязанность отличается от любви». Как правило, на таких беседах слушатели курсов признаются в неразделенной любви, измене любимого человека и в других «оригинальных» трагедиях. Как выяснилась, именно эти причины часто заставляют западных людей бросать привычный комфортный уклад и уезжать за успокоением в монастырь в далеких Гималаях. Мне особенно запомнился молодой голландец, выделяющийся своим фанатичным усердием на занятиях. Выяснилось, что в далеком Амстердаме его бросила девушка, «даже толком не объяснив причины». Чтобы понять загадочное поведение своей подруги, юноша уехал в Гималаи.

Если в Таиланде считается немыслимым молиться Будде и уж тем более просить у него помощи, то в Непале это обычная практика. Нет, Будда считается человеком и в махаяне, но в этом течении буддизма он обладает «особыми качествами», дающими могущество. Мне это напомнило отличие суннизма от шиизма. У суннитов считается грехом молиться святым, а вот с точки зрения шиитов это нормально, так как столь «уважаемые люди» могут замолвить словечко перед Аллахом. То есть если тхеравада – это скорее философия, то махаяна обладает более отчетливыми признаками религии.

Исламские «йоги»

Как ни странно, во время моих странствий по буддийским монастырям и йоговским ашрамам мне вспомнилось давнее путешествие по Центральной Азии, где широко распространено мистическое направление ислама – cуфизм.

Мне посчастливилось побывать в обители ныне покойного знаменитого узбекистанского суфия шейха Ибрагима. Хотя к шейху я приехал с чисто журналистскими целями, в обители меня сразу же взяли в оборот и попытались приобщить к учению. Раскаявшийся бывший уголовник обучал меня, как прополаскивать нос. Метод был совершенно таким же, как в индийском ашраме, о чем упоминается выше. Другой суфий, бывший чиновник, рассказал мне, что как только очутился здесь, то сразу понял, что это его место и в семью он больше не вернется. От меня, похоже, ждали аналогичного решения.

За чаем с арбузом шейх Ибрагим немного рассказал о жизни общины: «Мы пытаемся прислушаться к себе и почувствовать Аллаха в своем сердце. Добиться этого можно с помощью специальных упражнений». В целом то, чему учил шейх, теперь мне кажется очень похожим на практики буддистских монастырей и индуистских ашрамов. Это была та же медитация и введение себя в транс через особые танцы (зикр), сопровождающиеся непрерывным повторением имени Аллаха.

Сходство в многообразии

Как мне показалось, во всех религиях существует достаточно схожая техника введения в транс: с помощью многочисленных повторяющихся ритуалов верующий добивается состояния отстраненности. Примерно то же самое происходит при любой серии однообразных движений (когда не надо ни о чем думать и левое полушарие мозга отдыхает).

Практика непрерывного чтения Иисусовой молитвы, распространенная в некоторых православных монастырях, очень напоминает чтение мантр. В йоге есть упражнение, когда созерцают огонь свечи, но ведь то же делают и верующие в христианских храмах.

В монастырях всех религий огромное значение придается еде. Здесь это не просто поглощение пищи, а некое действо (трапеза), сопровождаемое медитацией.

Во многих религиях не принято переводить священные книги. В исламе молитвы произносят на арабском, а в буддизме течения тхеравада – на языке пали. Это дает эффект отстранения и, как считается, благоприятно действует на сознание. Отчасти это достигается и в русском православии, где богослужение совершается преимущественно на церковнославянском языке.

То есть в разных религиях техники воздействия на сознание очень похожи. Хотя, как мне показалось, буддисты и йоги в этом продвинулись дальше, чем адепты западных вероучений.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3228
Госсекретарь США оставил удары по России на усмотрение Киева

Госсекретарь США оставил удары по России на усмотрение Киева

Данила Моисеев

Энтони Блинкен призвал Украину побороть не только РФ, но и коррупцию

0
1936
Выборы американского президента не обойдутся без поиска «российского следа»

Выборы американского президента не обойдутся без поиска «российского следа»

Геннадий Петров

Спецслужбы страны подозревают РФ во вмешательстве в ход нынешней избирательной кампании

0
1470
Пекин может лишиться в Латинской Америке «зрения» и «слуха»

Пекин может лишиться в Латинской Америке «зрения» и «слуха»

Сергей Никитин

США добиваются от Аргентины закрытия китайского спутникового центра

0
1791

Другие новости